История праздника Рождество Христово
Как складывались европейские рождественские традиции? Здесь вы сможете узнать о происхождении таких привычных символов Рождества, как елка, ясли, три царя и Санта-Клаус.
Адвентовский венок
История рождественского календаря
Современные рождественские календари мало чем напоминают своих предшественников 17-го века. Но они по-прежнему каждый год дарят радость и приносят в дом атмосферу праздника.
Обычай считать декабрьские дни, оставшиеся до главного праздника года — Рождества, и отмечать каждый из них маленьким подарком, сюрпризом появился больше ста лет назад, а история адвентовских календарей уходит корнями в 17-й век. Современные рождественские календари (по-немецки — Adventskalender), конечно, совершенно другие, но предназначение их осталось то же самое.
Первый рождественский календарь
Латинское слово «адвент» означает «пришествие». Адвент начинается у католиков и протестантов в воскресенье за четыре недели до Рождества и символизирует период предрождественского поста. Каждое воскресенье зажигается одна из четырех свечей на венке из еловых веток. И каждый день в декабре уже в 17-ом веке было принято вывешивать на стены картинки на библейские мотивы.
Другой вариант подсчета дней, оставшихся до Рождества, выглядел так: на стене или на двери дома мелом рисовали 24 черточки, и каждый день детям разрешали одну из них стереть. Первый календарь Адвента, напоминающий современный, увидел свет в 1851 году. Через десять лет в евангелической церкви в Гамбурге появилась его печатная версия. Изысками она не отличалась, но, тем не менее, по цене была доступна только зажиточным бюргерам. В 1904 году немецкая газета Neues Tagblatt Stuttgart преподнесла читателям подарок: к печатному изданию был приложен рождественский календарь.
За появление же привычного сегодня рождественского календаря в виде ларца или картонной коробки с окошками надо поблагодарить Герхарда Ланга (Gerhard Lang) — сына протестантского пастора из небольшого городка Маульброн — и его маму. Маленький Герхард постоянно приставал к маме с вопросом: «Когда же, наконец, наступит Рождество?»
Женщина, богатству фантазии которой можно лишь позавидовать, нашла оригинальный выход из положения. Она нарисовала на картоне 24 окошка и внутрь каждого из них пришила Wibele — крошечное печеньице. Мальчик вырос, но не забыл этого подарка. Как гласит легенда, в 1908 году благодаря Герхарду Лангу с типографского конвейера сошел первый рождественский календарь фабричного производства. А с 1920 года стали выпускать календари с окошками, за которыми скрывался маленький сюрприз.
Во времена Второй мировой войны выпуск рождественских календарей был в Германии прекращен: официально — из-за острого дефицита бумаги, но скорее всего — из идеологических соображений (нацисты церковь, особенно католическую, в лучшем случае только терпели). Но уже в 1946 году вышел первый послевоенный календарь. Настоящая же популярность пришла к рождественским календарям в пятидесятые годы 20-го века, во времена экономического бума в Западной Германии. Именно тогда они стали «товаром массового спроса».
Теперь за их окошками скрывались не только библейские мотивы, но также изображения заснеженных домиков и целых городков. Но в последнем окошке, которое открывается в Сочельник, 24-го декабря, по-прежнему изображается сценка с рождественскими яслями и младенцем Иисусом.
Около полувека назад был выпущен первый календарь, за дверками которого скрывались маленькие шоколадки. Сегодня такой диковиной вряд ли кого удивишь. В наши дни рождественские календари существуют даже для домашних животных. Их содержимое включает в себя лакомства для четвероногих.
С приходом интернета появились и виртуальные календари, где в окошках-днях появляются разные стихотворения или пожелания на рождественскую и новогоднюю тематику. С некоторых пор в продаже имеются календари с косметикой, футбольными атрибутами, сувенирами, куклами и даже эротическими сюрпризами.
История адвентовского венка
Адвентовский венок состоит из ветвей деревьев и четырех свечей, которые зажигаются одна за другой в течение четырех недель, предшествующих Рождеству.
Традиция адвентовского венка уходит своими корнями в дохристианские обычаи народов севера IV-VI вв. В декабрьские морозов и долгие зимние вечера они вили венки их веток деревьев и зажигали огни в знак своей надежды на наступление весны.
В XVI в. в среде немецких католиков и протестантов венок стал одним из символов Адвента. В древнем обычае было сокрыто семя истины, которая оказалась способна выразить высшую истину: Иисус – есть Свет, пришедший к нам, пребывающий с нами и грядущий во славе. Свечи предвещают тот свет, который воссияет в Рождество – Иисуса Христа.
Адвентовский венок полон глубокого потаенного смысла: свет напоминает о спасении, зелень – о жизни, круглая форма – о вечности и т.д.
На заре христианства, в I- II вв., последователи новой религии не праздновали дня рождения своего Спасителя. Они знали, когда Он умер – на иудейскую Пасху, но вот точная дата Его рождения им была неизвестна. Однако, первые свидетельства того, что Церковь, в то время все еще подпольная, праздновала Рождество Христово именно 25 декабря, датируются уже III в.Христиане часто приспосабливали древние языческие торжества к собственному религиозному культу. Так же случилось и с Рождеством. Дело в том, что ок. 25 декабря дохристианские цивилизации отмечали праздник зимнего солнцестояния, когда вновь рождалось солнце и рассеивалась тьма. Все еще стояли сильные морозы и долгие ночи, но уже ощущалось возвращение жизни.
В Риме с 17 по 24 декабря праздновались так называемые сатурналии – торжества бога Сатурна. А в I-II вв. на 25 декабря был установлен праздник «непобежденного Солнца» — божества, изображавшегося в виде новорожденного младенца. В этот день даже рабы освобождались от работы.
Уже достаточно большая к тому времени община римских христиан, все еще скрывавшихся в подполье, адаптировала этот популярный в народе праздник для празднования дня рождения Иисуса, дату появления Которого они не знали.
Идея быстро распространилась, так что уже в 354 г., в разгар гонений Диоклетиана, 25 декабря было официально объявлено датой празднования Рождества Христова. Можно с полным правом утверждать, что начиная с V в. Рождество отмечалось уже повсеместно, тем более что Церковь тогда еще была едина.
Народы севера Европы, помимо дня солнцестояния, отмечали также торжества в честь таких богов, как Тор, Один или Юле, но евангелизаторам не составило особого труда приспособить и их к празднованию Рождества.
Этот атрибут предрождественского времени принято называть «относительно молодым».
“Изобретён” он был Иоганном Генрихом Вихерном (1808 – 1881), взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. Малыши постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до праздника, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча. Количество зажжённых свечей на большом венке под потолком вело счёт дням, оставшимся до Рождества. Когда этот обычай перешёл в Евангелическую Церковь, от прежнего числа свечей, достигавшего 28, осталось лишь 4, по одной свече на каждое воскресение Адвента. (В сущности – это еще одна версия адвент-календаря).
Есть другая легенда: в одном из лютеранских приходов близ г. Ганновера работали по найму бедные дети. Чтобы скоротать долгие зимние вечера и сосчитать отработанные дни, дети взяли кольцо от телеги и каждый вечер устанавливали на нем по одной свечке. И случайно оказалось, что проработав до самого Рожества, в день праздника их скромную комнату украшало колесо с 28 зажженными свечами. С тех пор люди стали отмечать это время, зажигая, правда, не 28 ежедневных, а 4 еженедельные свечи. А Генрих Вихерн в 1833 году украсил парадный зал большим красивым венком. Идея понравилась как жителям, так и церковным властям, и вскоре рождественский венок получил распространение за пределами Германии.
Это одна из версий исторического объяснения даты праздника Рождества Христова. Необходимо помнить, однако, что есть и другие исследования, приводимые уже на страницах нашей газеты, пытающиеся показать, что первые христиане все-таки знали точную дату Рождества Господа — 25 декабря. (Примечание редакции).
Месса ночью
В V в. Папа Сикст III ввел в Риме обычай праздновать Рождество во время ночного бдения, в полночь, «mox ut gallus cantaverit» («едва пропоет петух»). Месса проходила в маленькой часовенке, называвшейся «ad praesepium» («у яслей») и находившейся за главным алтарем древнехристианской базилики св. Петра.
Евхаристическое богослужение этой святой ночи призывает к радости: «Возвещаю вам великую радость: ныне родился нам Спаситель, Который есть Христос Господь».
Литургическое время Рождества начинается 25 декабря и продолжается до воскресенья Крещения Господня – первого воскресенья после Богоявления.
Ясли (Вифлиемки)
Ясли – это домашнее изображение сцены рождения Иисуса. Впервые они появились в Италии, когда в Рождество 1223 г. Франциск Ассизский в пещере в городке Греччо, с разрешения Папы Гонория III, установил ясли с каменной фигурой Младенца Иисуса и живыми волом и ослом.
Так началось необыкновенно быстрое распространение яслей по миру. Уже в том же XIII в. их можно было увидеть по всей Италии. Братья-францисканцы, следуя примеру своего отца-основателя, устанавливали их в церквах и монастырях, открывавшихся в остальной части Европе. В XIV-XV вв. этот обычай уже прочно укоренился в Старом Свете повсеместно.
В наши время ясли можно увидеть почти по всему миру и, прежде всего, в Италии, Испании и испаноязычной Америке. Во Франции во времена революционной республики, когда запрещены были любы
е привычные для той поры проявления рождественского культа, фигуры Св. Семейства, волхвов, пастушков и животных появились в Провансе. Даже протестанты, не устанавливавшие ясли по домам, все же сохранили традицию «живых яслей» с детьми.
История рождественской ёлки
Эта традиция, также уходящая своими корнями в дохристианскую древность, приобрела со временем глубоко христианский смысл. Многие народы севера претендуют на то, что именно они стали ее родоначальниками. Их претензии, однако, сомнительны, поскольку истоки данной традиции теряются во мраке времен.
У древних жителей Центральной Европы и Скандинавии был широко распространен культ деревьев. В период зимнего солнцестояния они поклонялись самому высокому и могучему лесному исполину, украшенному огнями и плодами (например, яблоками). Считалось, что корни такого дерева достигали царства богов, где как раз встречались Тор и Один.
Пришедшее на смену язычеству христианство дало новое и более глубокое прочтение древнему символу. Согласно преданию, св. Бонифаций, английский священник, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной формы еловой ветки. При этом украшавшие ее плоды должны были символизировать дары Святого Духа (подарки Бога людям), звезда знаменовала Христа – свет Божий, озаривший мир, а ствол вообще легко вписывался в христианскую проповедь, в которой и без того изобиловала символикой деревьев: древо Рая, древо познания добра и зла, святое древо крестное…
Начиная с XV в. верующие стали устанавливать рождественские деревья по домам. А после протестантской Реформации, отвергшей ясли и св. Николая, их роль во многих северных странах еще более возросла. Именно тогда дети стали находить под ветками подарки, принесенные им Младенцем Иисусом.
Своим стремительным успехом в англосаксонском мире рождественское дерево обязано королеве Виктории, установившей его в своем дворце в 1830 г. и насадившей этот обычай по всему королевству.
Популярность рождественского дерева в протестантском мире привела к снижению его значения для католических стран, особенно на юге Европы. И лишь благодаря двум последним понтификам – уроженцам центральной Европы, этот обычай хотя бы отчасти вернул себе было значение.
Украшать рождественскую елку – это тоже традиция Адвента. Первое упоминание о рождественской елке относится к 1419 году. Во Фрайбурге, городе пекарей, впервые начали украшать дерево фруктами, орехами и хлебобулочными изделиями, которые было разрешено детям съесть в день Нового года. Уже со времен средневековья немцы украшали свои жилища вечнозелёными ветками можжевельника или любым другим растением, которое сохраняло свою зелень в безжизненные и скучные зимние месяцы. К 1800 году обычай наряжать елку прочно укоренился во многих немецкоязычных регионах и продолжал распространяться по всей Европе, а потом и во всем мире. Обычай был завезён в Северную Америку немецкоязычными иммигрантами, переехавшими из Европы в штаты Пенсильвания и Огайо в 18 веке. Предрождественское время – особенное и для флористов, в это время принято дарить цветы с рождественскими мотивами.
В 1982 г. рождественская ель была впервые установлена на площади св. Петра: «Что символизирует это дерево? – спрашивал тогда Иоанн Павел II. – Мне кажется, что это символ жизни, символ того дерева, о котором говорится в книге Бытия и которое пустило корни на земле людей вместе с пришествием Христа… Когда Христос пришел в мир, то вновь насадил древо жизни, которое растет теперь с помощью Его благодати и достигает своей зрелости в кресте… Должен признаться, — сказал Папа, — что я сам, хотя и достиг уже преклонного возраста, каждый раз при приближении Рождества с нетерпением жду того момента, когда в мою комнату внесут елочку. В этой традиции скрыт некий глубокий смысл, который раскрывается перед нами с годами».
Подарки
Рождество с самых древних времен было связано с подарками для любимых людей. Они служили материальным выражением радости по поводу Рождества Сына Божьего.
Правда, вплоть до XIX в. не существовало общего мнения по поводу того, кто именно приносит подарки детям. В зависимости от страны и социального положения это могли быть три царя, Младенец Иисус, Санта-Клаус или рождественский папа, Вефана, Олентзеро, Кага Тио и др. Хотя у многих из этих персонажей долгая история, мы остановимся лишь на двух из них.
Три царя (три волхва)
Образ трех царей изначально имел сугубо религиозное значение и был тесно связан с Богоявлением, т.е. тем моментом, когда Бог явил Себя все людям всех народов земли.
Их визит к новорожденному Иисусу был предсказан в Ветхом Завете (книги Царств и Исаия), и хотя св. Матфей называет их «волхвами с востока», уже на заре христианской истории этих магов именовали тремя царями. Свидетельство этому мы находим, например, у Оригена – христианского богослова, жившего во II в. По всей видимости, это были вавилонские жрецы, поклонявшиеся Зороастру и занимавшиеся астрологией.
В V в. Лев Великий зафиксировал число царей. Три персонажа рождественской истории должны были представлять три человеческие расы: семитскую в лице молодого царя, хамитскую в лице чернокожего монарха и яфетическую в лице самого старшего правителя. А в XV в., с открытием новых земель, волхвы приобрели свои нынешние черты.
С течением истории менялись и их имена: Магалаф, Галгалаф и Серакин; Аппелликон, Америн и Дамаскон; Атор, Сатер и Параторас. Мельхиором, Каспаром и Валтасаром три царя впервые названы на пергаменте, датируемом VII в.
Останки венценосных волхвов, обнаруженные св. Еленой в Саве, после долгих и беспокойных странствий по всей Европе нашли, наконец, свой покой в Кельнском соборе.
Рождественский папа
Св. Николай – это христианский епископ, живший на территории сегодняшней Турции в IV в. Хотя он совершил много чудес, но наибольшую славу ему принесло воскрешение трех детей, четвертованных мясником, который сложил их останки в мешки. Поэтому св. Николая, которого по сей день почитают как в Католической, так и в Православной Церквах, часто изображают с детьми, и именно ему издавна приписываются рождественские подарки.
Современный облик доброго старичка с большой бородой – это своеобразное смешение голландского Синтерклааса и скандинавских поверий, принявшихся на американской почве. Днем рождения Санта-Клауса можно считать сочельник 1822 г., а его «отцом» был протестантский пастор Клемент Моор. Тем поздним вечером жена пастора обнаружила, что для торжественного ужина кое-чего недостает, и попросила мужа сходить в лавку. По пути Клемент встретился со сторожем Яном Дуйхинком – тучным, но пылким голландцем, рассказавшим ему о рождественских обычаях своей родины, а особенно о традициях, связанных с Синтерклаасом (т.е. св. Николаем).
Вернувшись домой, доктор Моор, пока жена готовила ужин, сочинил поэму для своих троих детей, в которой рассказывалось о визите Санта-Клауса. При этом прообразом для главного персонажа стал тот самый Дуйхинк – упитанный старичок с добрым сердцем, искрящимися глазами, красным носом и розовыми щеками, который курит трубку и то и дело восклицает: «Хо-хо-хо!» Хотя Санта-Клаус – это американизированная версия имени св. Николая, он, как видим, не имеет ничего общего со знаменитым епископом.
Уже к дню первого Адвента дома украшаются гирляндами, венками, игрушками. На улицах и площадях устанавливают рождественские ели. Магазины начинают продавать всё необходимое для праздничного убранства дома. Открываются рождественские ярмарки, где можно купить подарки своим близким и друзьям, ёлочные украшения, выпить кружку горячего вина (глинтвейна) и посмотреть на рождественские представления.
В эту пору Церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия. В Европе все 4 Адвента – все 4 воскресенья перед Рождеством – празднуются с хождением в гости, специальной традиционной выпечкой, посещением праздничных рынков и т.д.
Рождественские рынки – важнейшая составляющая Адвента.
Они начинают открываться в конце ноября – за неделю до первого Адвента и радуют население до самого Рождества. Их устраивают на площадях каждого города и продают там множество замечательных вещей – от елочных игрушек, медовой косметики, красивых свечей до шерстяных носков и меховых тапок.
Рынки эти особые. Есть рынки, работающие в основном по субботам и вторникам, в некоторых городках – по пятницам. Там продают сельскохозяйственную продукцию, цветы, вино, мед, хлеб. Есть же рынки праздничные – поделки, вышивка, вязание, украшения, гончарные изделия, горячие сосиски, глинтвейн или пунш, пряники и засахаренный миндаль. Лоточки готовят зачастую разные кружки, сообщества, церкви, партии или организации. Сбор средств идёт на благо кружка или на благотворительные цели.
Краски Адвента: основным цветом, украшающим храм в предрождественские недели, выступает фиолетовый как королевский цвет, возвещающий приход Царя. Духовенство облачается в одежды фиолетового, покаянного, цвета. Иногда вместо фиолетового используется ярко-синий, также относящийся к королевским цветам. Адвент характеризуется духом предвкушения, ожидания, подготовки и желания. Он подчеркивает страстное стремление к освобождению от всего зла этого мира. Но можно прочитать и о том, что цвета адвента зеленый и красный.
Еще одна традиция Адвента – это рождественская лестница, число ступеней которой равно количеству дней Адвента.
У верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду, у нижней ставят пустые ясли с сеном, а по ступеням двигают фигурку младенца-Христа, которая по мере приближения Рождества «шагает» к яслям и 25 декабря должна очутиться в яслях. Но теперь ее обыкновенно делают четырехступенчатой – по числу воскресений.
Украшать рождественскую елку – это тоже традиция Адвента.
Первое упоминание о рождественской елке относится к 1419 году. Во Фрайбурге, городе пекарей, впервые начали украшать дерево фруктами, орехами и хлебобулочными изделиями, которые было разрешено детям съесть в день Нового года. Уже со времен средневековья немцы украшали свои жилища вечнозелёными ветками можжевельника или любым другим растением, которое сохраняло свою зелень в безжизненные и скучные зимние месяцы. К 1800 году обычай наряжать елку прочно укоренился во многих немецкоязычных регионах и продолжал распространяться по всей Европе, а потом и во всем мире. Обычай был завезён в Северную Америку немецкоязычными иммигрантами, переехавшими из Европы в штаты Пенсильвания и Огайо в 18 веке.
Предрождественское время – особенное и для флористов, в это время принято дарить цветы с рождественскими мотивами.
В каждой стране, в каждой области есть свои особенные неповторимые традиции, не во всем совпадающие с повсеместно принятыми.
Германия — это страна, которая и сформировала большую часть дошедших до нас обычаев Адвента. По старинной традиции, 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут в Германии наступает сезон рождественских праздников, имеющий еще название «пятого времени года». В этот период во многих семьях появляются венки Адвента.
У немцев – это венок из еловых веток, в который вплетены четыре или пять свечей, как правило, четыре фиолетовых и одна белая. В каждое воскресенье Адвента зажигается одна фиолетовая свеча, белая свеча по традиции зажигается в полночь сочельника, символизируя появление Младенца Христа. Почти каждый человек перед Адвентом посещает цветочные магазины, чтобы купить готовый венок или различные детали к нему, чтобы сделать этот венок самому, а затем украсить им свой дом или квартиру. И купить пуансеттию, цветок под названием “Звезда Христа” (Christstern).
Начитавшись про венки адвента, я обратила на них особое внимание. Они действительно везде. Цвет свечей – какого только нет! Подавляющее большинство венков выполнены из искусственных материалов. Но мне довелось увидеть (к сожалению, не купить) небольшие веночки из настоящих еловых веточек. Такие венки сделали дети в Центре Монтессори, где я побывала на дне открытых дверей, а дети демонстрировали свои поделки. Запах этих венков разносился по всей школе!
Конечно, в немецких семьях принято заводить рождественский календарь для каждого ребенка. Но в Германии дети почитают не только Младенца Христа, но и Санта Николауса. День Санта Николауса отмечается 6 декабря, в этот праздник прежде чем лечь спать, дети оставляют обувь у камина. Ребятишки надеются, что Санта Николаус оценит их поведение в течение года как хорошее, и они получат фрукты, орехи, шоколад, печенье и сладости, а не уголь и розги, которыми Кнехт Рупрехт (помощник Санта Николауса) награждает непослушных детей.
Как уже говорилось выше, традиция наряжать деревья на Рождество тоже зародилась в Германии. У немцев рождественское дерево – это традиционно живая ель или сосна, украшенная свечами, красиво завернутыми сладостями, конфетами, разными украшениями и мишурой. Было принято, чтобы дети не видели рождественскую елку, до того как зазвучат церковные колокола вечером в сочельник. До этого момента комнату, в которой приготовлена елка, держат запертой, или наряжают елку прямо в сочельник.
Но зато дома, улицы, и, конечно, базары и ярмарки принято щедро украшать еще до начала Адвента. Одна из наиболее знаменитых и ярких рождественских ярмарок — ярмарка в Нюрнберге.
Я побывала на Нюрнбергской ярмарке в день первого адвента – 27 ноября. Открытие произошло накануне, а в этот день кроме большого количества различных лотков, работали детские развлечения: качели-карусели, катание на разряженных лошадках, на многих небольших площадках выступали самые разные артисты (правда, надо сказать, что в Нюрнберге это бывает и не в рождественские дни тоже). И очень много людей, по виду большинство из них – туристы.
Существует легенда, согласно которой одна жительница Нюрнберга купила на рыночной площади Старого города шкатулку для украшений, расписанную гномами, снежинками и еловыми ветками. Она подарила эту шкатулку подруге в канун Рождества 1626 года. С тех пор рождественскую ярмарку открывает Ангел-хранитель с золотыми крыльями. Его роль играет местная девушка ростом не менее 160 см и возрастом от 16 до 19 лет.
Принято на рождественских базарах и ярмарках пить глинтвейн – красное вино с корицей, гвоздикой, мёдом. Медицинские исследования последних лет показали, что эта смесь – одно из сильнейших средств защиты не только от простудных заболеваний, но и от желудочных и вирусных инфекций. Причём, как превентивно, так и в качестве лечения.
Мне довелось пить рождественский глинтвейн в Нюрнберге трижды. А порядок такой – праздничную кружку для глинтвейна можно вернуть и получить обратно залог в 5 евро, ну а можно, оставшись без своих 5 евро, кружку забрать. И вот моя маленькая коллекция.
А еще во время Адвента полагается есть сладости: особое печенье – Plätzchen (они могут быть совершенно разной формы и из разного теста, но большинство из них пекут только в Адвент, это ореховые шарики, коричные звездочки, шахматные печенья из смеси шоколадного и белого теста, печенья на облатках, мягкие пряники с фруктовой начинкой и так далее).
Также готовят Stollen – кекс, по форме напоминающий батон, в который кладут большое количество изюма, цукатов, марципана и орехов, а также обсыпанный сахарной пудрой и Baumkuchen – кекс со слоями, как кольца у дерева, покрытый шоколадной глазурью. Почти всю праздничную выпечку можно купить в супермаркете или булочной, но многие предпочитают печь сами, тем более что большинство рецептов печенья не такие сложные. Немецкие бабушки готовят по старым рецептам и с большой любовью.
Еще одним важным элементом немецкого рынка в дни Адвента является хлев, в котором представлена сцена рождения Иисуса. На более крупных рынках есть чертово колесо и разные карусели, в городах с богатой историей – исторические рынки с ряжеными, представлениями и особой керамической посудой, на совсем крупных – каток.
Также в Германии принято выставлять на подоконнике “световую дугу”, сформированную свечками или электрическими лампочками, наподобие еврейской меноры.
Традиция «световой дуги» в домах Нюренберга действительно весьма популярна. Очень многие окна светятся вечером красиво и очень необычно, при том что на улице очень много хвойных деревьев, и многие из них уже украшены рождественскими лампочками. Я обратила внимание, что в отличие от российских уличных елок, где есть и лампочки и игрушки, на Западе уличные елки украшают только огоньками.
В Швеции празднование Адвента – обычай относительно недавний. Заимствованный во многом из Германии, он начал распространяться среди шведов в самом конце 19 века. В этот день многие скандинавские дома преображаются – выставляются гномики, ангелочки, горшки с цветами, выращенными из луковиц гиацинтов и других цветов.
Именно в этот день начинают работать рождественские рынки, подводятся итоги различных соревнований, часто организованных из чисто коммерческих соображений – к примеру, по выпечке пряничных домов из теста, которое замешивается для перечного печенья – неприменного атрибута шведского Рождества.
Подсвечник адвента в Швеции – это небольшой лоток, как бы лодочка с четырьмя выстроенными на ней в ряд свечами, которые снизу украшены и укутаны мхом и еловыми или брусничными ветками. И как в венке адвента, за четыре недели до Рождества, в воскресенье, зажигается в светильнике Адвента первая свеча. Этой первой свече нужно дать сгореть на четверть и ждать следующего воскресенья. Тогда зажигается вместе с первой вторая свеча. Еще через неделю горят уже три свечи, а в последнее воскресенье перед Рождеством – все четыре горят наискосок: первая уже почти сгорела, а последняя только начинает.
Этот обычай с четырьмя свечами Адвента в лоточке – исключительно шведский. В Швеции на праздник первого Адвента приглашаются гости. На входную дверь с внешней стороны вешается небольшой рождественский венок. С добрыми гостями приятно выпить совместно горячий напиток под названием глёгг – пряный, пьянящий, с миндальными орехами и изюмом. Закусить пряными рождественскими печеньицами, которые, несмотря на отсутствие в них перца, почему-то называются перцовыми.
С первым адвентом, преображаются окна шведских домов. В них появляются две очень важные детали. Первая — Звезда адвента. Чаще всего она розового или красновато-желтого цвета. Она вешается на окно и светится изнутри. Звезды эти продаются самых разных размеров, иногда очень внушительных. Даже в окнах учреждений и предприятий появляются эти звезды. Равно как и второй важный в Швеции предрождественский атрибут – подсвечники с искусственными свечами (не путать с подсвечником адвента).
Тот светильник, который ставится на окно, состоит из пяти, семи или девяти свечей, расположенных уголком, вершиной угла вверх. Эти лампочки-свечи горят в каждом шведском доме. Они светят из окон долго, где-то до середины января, а иногда и дольше, согревая своим светом зимнюю темноту. А перед домами развешивается множество крошечных лампочек на кустах и деревьях, которые с этой россыпью огонечков выглядят просто сказочно.
И это все уже просто народные праздничные традиции, так как в Швеции атеистами являются минимум 45, максимум 85% жителей.
Финляндия. Рождественские дни здесь начинаются в первое из пяти предшествующих Рождеству воскресений. В магазинах, на улицах, в общественных местах появляются новогодние украшения, начинают проводиться рождественские концерты. Покупаются подарки друзьям и родственникам, проводится генеральная уборка, украшается дом. Финны отмечают так называемое «маленькое Рождество» — эта традиция появилась в 20-х годах прошлого века, когда женские организации устраивали рождественские базары, для которых делали различные украшения, собираясь вместе декабрьскими вечерами.
Такие «рукодельные» посиделки и принято считать первыми рождественскими праздниками. «Маленькое Рождество» часто отмечается как праздничный корпоративный ужин в ресторане — с торжественными речами, музыкальными выступлениями, «самодеятельностью», подготовленными сотрудниками компании. Как ни странно, но на такие праздники обычно жен и мужей не приглашают.
В Финляндии по-настоящему оживает рождественская сказка. Ведь тут, в снежной Лапландии живет добрый Санта-Клаус! У него есть своя резиденция, где он ежедневно принимает гостей, свои сказочные мастерские, где готовятся рождественские подарки, свое почтовое отделение, куда приходят тысячи писем от детей со всего света. Юлупукки (так финны называют любимого всеми ребятами дедушку) живет на возвышенности под названием «Гора-уши», поэтому может слышать рождественские просьбы детей из разных уголков земного шара. Гномы помогают ему разбирать корреспонденцию, отправлять письма и подарки.
Люксембургские хозяйки в предрождественское время стараются приготовить дом к празднику Рождества, начиная с генеральной уборки и заканчивая внушительной декорацией. Дома и улицы Люксембурга преображаются рождественскими украшениями и традиционной праздничной иллюминацией.
Здесь тоже символами времени Адвента являются рождественская елка и макет яслей, в которых родился Иисус, по-люксембургски – D’Krёppchen. Во многих церквях можно увидеть ясли в натуральную величину, в домашних же условиях такие миниатюры можно часто видеть возле камина. То, что время адвента (D’Adventszäit) пришло, чувствуется даже в воздухе: дурманящие запахи жареного миндаля, глинтвейна и других всевозможных вкусностей наполняют центральные улицы городов, напоминая о том, что волшебство скоро начнется – вот-вот наступит Рождество!
В Швейцарии начинают готовиться к Рождеству за месяц. На специальный столик кладут венок из веток и цветов (венок адвента) и каждое воскресенье ставят в него по свече.
Латвия была одной из первых стран, где начали украшать рождественское дерево, оно называлось «ствол Адвента». Чаще всего такое дерево изготавливается из ветвистого ствола, украшается свечами, зелеными ветками и мхом, символизирующими красоту божественной природы. Дерево Адвента на протяжении многих лет устанавливают в костелах. Венок Адвента обязательно украшают символами благополучия, удачи и счастья. С этой ролью прекрасно справляются ветки омелы, которые в Латвии можно приобрести в цветочных магазинах.
Считается, что ветки омелы символизируют жизнь, так как даже зимой они сохраняют свой зеленый наряд. Веточки омелы принято добавлять в венок Адвента, а также развешивать над входом в дом или комнату. Одна из традиций латышского народа — встречи в долгие адвентовские вечера, так называемые “вечерки”. Жители деревень и сел сходились в какой-либо из домов, молились, пели религиозные песни, читали духовную литературу, одновременно делая и другую работу. Латвийцы очень любят украшать свои квартиры и дома к Рождеству. По традиции, к Рождеству тротуары перед домами устилаются красными дорожками. Перед каждым домом выставляют елки с украшениями в больших кадках. На домах развешиваются и зажигаются многочисленные разноцветные фонарики и гирлянды. В окнах зажигаются цветные новогодние свечи. Все это создает трогательный колорит праздника и ожидания чуда.
В Великобритании тоже принято украшать дом ветвями омелы, означающей гостеприимство и плодородие, и остролиста, символизирующего достаток.
В Эстонии проходит церемония зажжения первой из четырех свечей Адвента, ее начинает на Ратушной площади Таллинна мэр столицы. Почти в каждом доме зажигаются электрические свечи на окнах. Еще на окнах ставятся башмачки и возле дверей вешаются мешочки для гномиков, которые, может, что-нибудь туда и положат.
Франция: на востоке и западе Франции период рождественских праздников начинается в день святого Николаса, 6 декабря. Именно в этот день французский Дед Мороз — Пер Ноэль (Pere Noel) — приносит хорошим и прилежным детям подарки и конфеты. В деревянных башмаках и с корзиной подарков за спиной он прибывает на осле и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. Подарки он кладет в обувь (сабо), которую дети заранее оставляют перед камином. Компаньоном Пера Ноэля является Пер Фуетар — дед с розгами, который напоминает Перу Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года и чего он заслуживает больше — подарков или наказания. В некоторых провинциях Пер Ноэль приносит маленькие подарки 6 декабря и возвращается вновь на Рождество с большими. Рождественская елка никогда не была особенно популярной во Франции. Французы просто вешают над дверью дома ветку омелы, веря, что она принесет удачу в следующем году. Кроме того, французы размещают цветы по всему дому — в букетах, по одному, обязательно ставят цветы на стол. Также элементом украшения являются “креш” (creche) — рождественские ясли — макет, изображающий сцену рождения Христа. Обычно макет заполняется человеческими фигурками — фигурками святых — “сантонс” (santons). Раньше французские ремесленники изготавливали эти фигурки в течение года; и помимо святого семейства, пастухов и Марии, часто создавали фигурки местных сановных особ. Фигурки были яркими и разноцветными, сразу привлекающими взгляд, и их литейные формочки передавались из поколения в поколение. Фигурки продавались в течение декабря на ежегодных рождественских ярмарках в Марселе и Эксе. Точно также они продаются и сегодня.
Есть регионы, в которых начало рождественских праздников знаменует праздник Богоявления. На французском он называется la fête des Rois, Праздник Королей. Под королями подразумеваются волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу.
Во Французском Эльзасе с самого начала рождественских праздников, а именно с 25 ноября, Дня Святой Екатерины, праздничная лихорадка на протяжении 4 недель периода Адвента усиливается с каждым днем и достигает своего апогея в Рождество. В Эльзасе многие рождественские традиции поражают своей органичностью и часто вдохновляют и остальные регионы Франции. Рождественские традиции Эльзаса славятся многовековой историей и сегодня по-прежнему сохраняют свой особенный характер и собственный подход к подготовке праздника. В этом регионе на Рождество умеют создать особенную волшебную атмосферу, удачно сочетая сказочное с реальным. Страсбург известен как столица Рождества во Франции, здесь из года в год следуют самым старинным обычаям. В течение всего месяца декабря Страсбург – это сказочный и волшебный мир.
В Италии: по Амвросианскому обряду, который соблюдается на территории вокруг Милана, период Адвента длится 6 недель, а по Византийскому обряду обычно это время сокращено до короткого предрождественского периода. Тоже есть традиция новогодних базарчиков. Они очень популярны в тех районах Италии, где чувствуется влияние североевропейской культуры. Чего только нет на этих базарах! Деревянные статуэтки, свечки всех форм и цветов, сладости, венки из сухих цветов, ленты, новогодние украшения для дома и очаровательные шарики на елку.
Австрия. Во время Адвента Вена, так же как и другие города, кажутся самыми романтичными уголками на земле. Прогуливаясь по заснеженным улочкам, можно услышать доносящиеся из соборов звуки органа, прямо на улице можно согреться горячим вином, повсюду продают жареные каштаны, имбирные и миндальные печенья. Почти на всех площадях в центре городов открываются традиционные рождественские ярмарки и базары, где продают елочные украшения, игрушки, подарки. В Зальцбурге на главной площади перед кафедральным собором проходят выступления хоров, а во внутреннем дворе крепости Хоензальцбург располагается рождественский рынок. На площадях разыгрываются народные представления, слышны песнопения. Эта сказка длится целый месяц до Нового года.
Вообще австрийские традиции очень разнообразны: есть традиции, характерные для всей Австрии и для каждого региона в отдельности. Повсюду, в больших соборах и небольших церквушках устанавливаются рождественские ясли. В Тироле рождественские ясли делают огромного размера, иногда они занимают целую комнату. В Штирии на площадях разыгрываются кукольные представления, тексты спектаклей и музыка передавались веками из поколения в поколение.
В Чехии каждое воскресенье Адвента зажигается новая свеча на рождественском венке. 5 декабря в Чехии празднуют день святого Микулаша (Николая). В этот день ангел, черт и Микулаш гуляют по улицам, раздавая послушным детям сладости и орехи, а непослушным — картошку и уголь. Обмануть святого Микулаша сложно — у него есть списки с именами послушных детей и проказников. Можно лишь попробовать рассказать ему стишок или спеть песенку, таким образом вымолив себе прощение за плохое поведение.
В Польше предрождественский праздник приходится на 6 декабря и называется Миколайки. Святой Миколай (Николай) очень популярен в Польше. В его честь названы 327 костелов и 52 города. С именем Миколай связано множество пословиц и поговорок. Например, «На Миколая оставляй телегу, запрягай сани». А когда идёт снег, поляки говорят, что это Святой Миколай трясет своей бородой. Как и в других европейских странах, Рождеству предшествует адвент – время постов и молитв. С XIII в Польше в период Адвента служат специальные Мессы – Рораты.
В Дании подготовка к Рождеству начинается за два месяца — в первую пятницу ноября; в этот день выпускают первое в году сладковатое и темное рождественское пиво. С этого дня магазины заполняются рождественской атрибутикой, в кондитерских появляется стойкий запах корицы, имбиря, гвоздики и кардамона, на улицах пахнет жареным миндалем, на открытых рынках появляются пушистые елочки, сосны и кипарисы. На улицах и площадях развешивают гирлянды, красные сердца из бумаги и шелка и другие украшения. На главной городской площади возле ратуши ставят центральную ель, а под ней — большой стеклянный ящик, куда бросают деньги для бедных детей из других стран. В эти дни датчане стараются встретиться со всеми своими знакомыми, друзьями и родственниками, на которых не хватало времени весь год. Часто друзья собираются для того, чтобы поиграть в традиционную рождественскую игру “свертки”. Игра сопровождается поеданием особых рождественских пончиков “эблескивер”, запивают их горячим пряным глёгом. Другой распространенный вариант предрождественской вечеринки — так называемый рождественский селедочный стол (“юлесильд борд”).
В Исландии уже 12 декабря на подоконник в ожидании подарков выставляются детские ботинки. Исландским ребятишкам повезло — подарки принесет не только Дед Мороз, а целых тринадцать святочных существ, полулюдей-полутроллей, которые каждую ночь будут приносить какие-нибудь подарки в течение двух недель. Правда, повезет только хорошим детям, остальные в башмаках найдут только картофелину. А самых невыносимых навестит ужасная кошка Грила — тролль с тремя глазами, бородавками и торчащими зубами. Она, как гласит легенда, не прочь перекусить непослушными детьми.
В Испании с начала декабря каждый житель считает обязательным сделать подарок «по душе», угадать вкус и нрав того человека, которому он собирается сделать презент. Это давняя традиция, прямо-таки насаждаемая веками — «дух дарения». Поэтому шумят ярмарки и базары по всей стане. Не только простые граждане хотят сделать что-нибудь хорошее. Не отстают от них и целые институты, и даже государство.
Есть еще очень много разных и в то же время похожих традиций празднования Рождества. Но это уже немного другая история…
Авторы: Маргарита Кальц, М. Нарвона, доктор исторических наук (Opus Dei), Анна.
Фотографии почти все — из интернета.