Русская королева Венгрии
На вершине горы рядом с озером Балатон возвышается древнее аббатство. Основатель его – венгерский король Андраш I – покоится здесь же, в крипте аббатства. Перед входом в церковь аббатства стоят, обнявшись, застывшие в камне король Андраш со своей женой – Анастасией Ярославной. Да, женой венгерского короля была дочь киевского князя Ярослава Мудрого.
С венграми Русь долго поддерживала добрососедские отношения. По преданию, жена князя Святослава Игоревича (её имя в летописях не упоминается), была мадьярской княжной, получившей на Руси имя Предслава. Сын киевского князя Владимира I Святослав был женат на венгерской принцессе, дочери первого короля Венгрии Иштвана I; дочь Владимира (как полагают, Премислава) была замужем за венгерским герцогом Ласло Саром – двоюродным братом Иштвана I… Венгерская знать служила при русских княжеских дворах, участвовала в в военных походах на одной стороне с Русью во время европейских конфликтов (например, участие Венгрии в союзе с Чехией и Германией в войне против Польши 1015-1018 гг.). Союз с Венгрией старался сохранить и Ярослава Мудрый, враждуя с Византией и имея сложные отношения с европейскими соседями.

Однако молодой князь Андраш не был завидным женихом: он был изгнанником, у которого не было надежд не только на королевскую корону, но даже на то, что когда-либо сможет вернуться на родину в Венгрию. Его отца, язычника Вазула, первый венгерский король-христианин Иштван приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово. Дети Вазула – Левенте, Андраш и Бела вынуждены были бежать из страны. Бела остался в Польше, женившись на сестре польского князя Казимира I, а Эндре и Левенте отправились дальше, на Русь – ведь дядя Андраша, князь Ласло, был женат на сестре Ярослава – Премиславе.

Ярослав дружелюбно принял изгнанников, оказавшихся родственниками его сестры. Блеск и красота древнерусской столицы, ее храмов произвели сильное впечатление на Андраша, и он принял христианство. Новообращенному было присвоено имя наиболее почитаемого тогда на Руси святого Андрея. В 1039 году Андраш женился на дочери Ярослава. Конечно, о браке по расчёту и речи не было: выйти замуж за изгнанника юная дочь великого князя киевского могла только крепко полюбив его.

Вот только имени русской жены венгерского князя не сохранили венгерские летописи, называя её лишь дочерью князя Руси, но в польской хронике ХV в. Яна Длугоша она именуется Анастасией (причем имя добавлено рукой самого хрониста), так что имя это можно считать условным.

Фреска Софийского собора

За 12 лет пребывания в Киеве будущий венгерский король освоил русский язык, старославянскую грамоту и каноны православия, а также получил возможность быть свидетелем внутренней и внешней политики тестя, его многогранной деятельности в области государственного строительства и культуры.

 Вскоре у молодой четы родилась дочь Аделаида (Адельгейда), которая, будучи венгерской принцессой, стала затем женой чешского короля Вратислава Второго.

В 1046 году Андраша посетили венгерские заговорщики и предложили ему возглавить восстание против против ненавистного короля Петера (сына сестры Иштвана), признавшего себя вассалом германского императора Генриха III. Ярослав  энергично поддерживал зятя в борьбе за престол. Отправлявшегося на родину Андрея сопровождало войско киевских ратников и печенежских наемников.

Однако на родине Андраш с братом Левенте оказались в центре языческого восстания. Толпа требовала от сыновей Вазула расправы над священниками, разрушения христианских храмов и восстановления идолопоклонства. Андраш оказался перед диллемой: если уступить требованиям толпы, то этим самым посягнёт на христианство, если усмирить восстание – сам падёт жертвой толпы. Хроника 14 в. с необычайной прямотой отмечает, что Андраш разрешил народу действовать на своё усмотрение и не препятствовал убийству высокопоставленных чинов духовной иерархии.

Двойственная позиция Андраша дала позднее повод некоторым венгерским авторам сомневаться в искренности его христианских убеждений,  и они склонны были усматривать в его действиях готовность восстановить языческую веру. Отказался же он это сделать якобы под влиянием  Анастасии, с детства воспитанной в духе христианства. В последние дни 1046 г. Андраш стал венгерским королём и безжалостно расправился с язычниками, помогшими ему овладеть троном.

Русская королева Венгрии

Андраш, рождённый в язычестве, стал как и его жена Анастасия, убеждённым христианином. Что касается Анастасии, то ее позиция была, конечно, важной, поскольку она фактически являлась соправительницей короля, а не просто женой.

В Венгрии Анастасия оставалась православной (православие здесь в течение долгого времени мирно уживалось с католичеством) и время её пребывания здесь оценивается как эпоха заметного роста византийского культурного влияния. Наступившая относительная стабильность положения в Венгрии позволила королевскому двору приступить к широкому строительству, в том числе монастырей. В Венгрии появились французские, греческие и русские монахи. Для православных невдалеке от летней королевской резиденции вблизи Вишеграда (севернее Будапешта) был основан монастырь св. Андрея. Напротив него, на возвышенном берегу Дуная, сохранились следы скита по образцу Киевско — Печерского монастыря. Там жили русские монахи, прибывшие в страну вместе с королевой. Это место поныне называется Ороске (Русское).  По свидетельству «Хроники» Анонима, на берегу реки Бодрог невдалеке от Токая, Андрашем была возведена крепость Кетелпатак (современный Шарошпатак), где часто жила Анастасия. Здесь был для нее возведен храм. Православные монахи чешского Сазавского монастыря после разделения христианской церкви в 1054 г. были вынуждены покинуть Чехию и поселиться в Венгрии. Там их приютила Анастасия и поселила в построенном для них Тормовском монастыре (Бихарский комитат).

 

Русская королева Венгрии
Вишеград. Королевский дворец
Сцены из королевской жизни в Паноптикуме дворца в Вишеграде

В 1052 и 1053 годах у Андраша и Анастасии родились сыновья, которые могли стать наследниками престола. Чтобы дать отпор притязаниям на трон со стороны младшего брата короля, детей нарекли редкими для католической Европы царскими библейскими именами: Шаламон (Соломон) и Давид (в «Слове о законе и благодати», датируемом 1040-ми гг. и написанном киевским священником великокняжеской придворной церкви Илларионом, автор сравнивает деда венгерской королевы Владимира I с победоносным Давидом, а отца королевы Ярослава Мудрого — с мудрым Соломонон).

Вишеград. Королевский дворец. Башня Соломона                                                                                                                                                                                                                                           
К концу жизни Андраш оказался разбит параличом, так что «как в зимнее,так и в летнее время его носили на носилках». Состояние здоровья мужа заставило Анастасию принимать деятельное участи в судьбе Венгрии, и её положение королевы-правительницы, а не просто жены короля возросло. Она настояла, чтобы Андраш короновал в качестве соправителя своего малолетнего сына Шаламона. Шаламон в возрасте четырёх лет как официальный наследник был удостоен королевской короны и обручён с сестрой немецкого короля Генриха Четвёртого (кстати, впоследствии, второй женой Генриха была внучка Ярослава Мудрого, т.е. племянница Анастасии).

В 1060 г. Андраш был свергнут братом Белой I (1060-1063 гг.) и погиб под конскими копытами. Анастасия с сыном и невесткой, малолетней сестрой совсем еще юного германского короля Генриха IV Юдитой, была вынуждена бежать в Баварию (дорога на Русь была для нее закрыта, поскольку правивший в Киеве ее родной брат Изяслав Ярославич поддерживал Белу, женатого на сестре его супруги Гертруды).  В Баварии Анастасия Ярославна делала все, чтобы вернуть престол сыну. По свидетельству немецких источников, в августе 1063 г. она встретилась в Регенсбурге с «королем-мальчиком» Генрихом IV:  «она оплакивала свою судьбу и молила цесаря о помощи»; по приказу Генриха Анастасия вместе со всем семейством перебралась в восточную Баварию, поближе к венгерской границе, причем добилась того, чтобы все ее расходы были оплачены из казны.

В том же году немецкое войско, вторгнувшееся в Венгрию, восстанавливает Шаламона на престоле; Бела же умер. О роли в этих событиях Анастасии Ярославны свидетельствует такой факт: чтобы отблагодарить оказавшего ей помощь правителя Баварии герцога Оттона Нортхаймского, Анастасия подарила ему венгерскую королевскую реликвию — «меч Аттилы», принадлежавший, по преданию, самому предводителю древних гуннов.

Теперь при малолетнем Шаламоне страной правила Анастасия, вторично вышедшая замуж за немецкого графа Пото. На многие годы она становится его ближайшим советником. Сторонница коалиционного правления, она помогает сыну в примирении с герцогом Гезой, который впоследствии станет монархом Венгрии. По достижении совершеннолетия Шаламон все реже следует советам матери. В правление Шаламона усилились противоречия между двоюродными братьями (сыновьями Белы — Гезой и Ласло, искавших поддержки, в том числе и на Руси, так как они были племянниками Гертруды, жены киевского князя Изяслава Ярославича). Анастасия прилагала усилия, чтобы сохранить мир и на этой почве даже вступила в конфликт с сыном. В 1074 г. Шаламон поднял руку на мать, но помешала его жена.

 Анастасия проклинает своего сына Шаламона

Дату этого события некоторые авторы приняли за дату, смерти Анастасии. К сожалению, обострившиеся междоусобицы стерли или глубоко запрятали реальные исторические факты. И до сих пор доподлинно неизвестно, сколько лет правил страной Шаламон. Теряется и след Анастасии. Король Андраш и его сыновья похоронены в склепе XI века, который находится в церкви Тихоньского аббатства. Тут было подготовлено место и для его венценосной супруги.

Год кончины Анастасии Ярославны неизвестен; во всяком случае, это произошло ранее 1094 г. (под этим годом о ней говорится уже как об умершей). По преданию, она скончалась в Германии, в монастыре Адмонт, недалеко от немецко-венгерской границы. В позднейшем источнике название монастыря — Агмунда — было ошибочно принято за имя русской королевы; это имя до сих пор иногда встречается в популярных работах. Сообщение хроники о том, что ее прах покоится в штирийском монастыре Адмунт, вызывает сомнение, т. к. этот монастырь, основанный в 1074 г., был мужским.

Образ Анастасии нашел отражение в венгерской художественной литературе. Венгерский поэт К. Сас в 1878 г. издал историческую поэму «Шаламон», в которой выведена привлекательная фигура вдовствующей королевы, а писатель Г. Хегедюш в посвященном Андрашу романе «Единственный путь» рассказывает о молодой и умной киевской княжне, помогавшей своему мужу.

Метки: